vchernik (vchernik) wrote in zonasingularn,
vchernik
vchernik
zonasingularn

Полдень XXI век – конец детства. Часть 7

.
Оригинал взят у realtiger в Полдень XXI век – конец детства. Часть 7
часть 6

Лирическое отступление №2. Отцы и дети или любовь-морковь.

Давайте немного поговорим о, пожалуй, самой важной базовой потребности человека – о любви и об отношениях с себе подобными.


Типичная идиллия семейного счастья на Западе

Эти отношения начинаются, разумеется, с семьи: с отношений родителей друг к другу и к беспомощному малышу.
В обществе, ещё не до конца перемолотом жерновами Прогресса, дети считаются безусловной ценностью. Браки принято заключать довольно рано, а детей заводить как можно больше. И неважно, что родители, вкалывая с утра до ночи, едва сводят концы с концами: как гласит киргизская пословица, «В доме с детьми шумно, как на базаре, а в доме без детей тихо, как в могиле». Я родилась и выросла в Средней Азии, так что давайте я вам немного расскажу про Восток. И, как ни странно, начну с языка.

Язык – это своеобразная модель мира, используемая данной культурой: у народов Севера есть несколько десятков слов, означающих «снег», а у южан такого слова может не быть вообще. По тому, какие слова существуют в языке, можно многое сказать о пресловутых особенностях национального менталитета, даже не выезжая из кабинета на полевые исследования.

Одна из особенностей киргизского языка в том, что в нём очень детально проработана система родства: например, бабушка по отцу и бабушка по матери обозначаются разными словами («чон эне» и «тай эне» соответственно). Старшего брата называют «байке» или «ага», причём это так же и уважительное обращение к незнакомым мужчинам; например, типичная фраза в бишкекской маршрутке: «Байке, остановите, пожалуйста». Младшего же брата называют «ини». Старшая сестра называется «эже» (и это опять-таки традиционное обращение к женщине, старше по возрасту или статусу, а женщину, которая годится говорящему в матери, уважительно назовут «апа» – мать). С младшей сестрой ещё интереснее: младшая по отношению к брату называется «карындаш», а младшая по отношению к сестре – «синди».

[дальше]Это означает, что у киргизов огромную роль играют отношения в клане, и каждый знает, кто кому кем приходится, из какого рода-племени происходит, и кто его предки до седьмого колена как минимум. Когда у кого-то в роду случается горе или радость, то собираются все родственники – и обычаи заранее расписывают, кого куда посадить, кому какой кусок мяса от свежезарезанного барашка подать и какой подарок подарить.

Пожалуй, самая большая радость – это когда в роду рождается ребёнок. За сообщение этой радостной вести полагается подарок. Гости, приходящие посмотреть на новорожденного первый раз, непременно приносят подарок счастливым родителям. А потом всех сородичей приглашают на праздник в честь появления на свет нового члена рода. С ним нянчатся и его тискают все: не только бабушки-дедушки, но и дяди-тёти и старшие братья-сёстры (как родные, так и двоюродные). Мужчины отнюдь не гнушаются присматривать за детьми: даже мальчики-подростки и юноши возятся с младшими.


(c)Betta27

Совершенно очевидно, что ребёнок, выросший в такой большой семье, совсем по-другому смотрит на мир, чем тот, у кого были только мама и папа (а то и вообще одна мама) и не было ни братьев, ни сестёр, ни даже бабушек-дедушек. Ещё до того, как у него появятся собственные дети, такой ребёнок уже приобретает опыт ухода за детьми, будь это его младшие братья-сёстры или племянники-племянницы, а также учится делиться, помогать, да и просто находить общий язык с разными людьми.

А главное, он чувствует себя частью большого целого, отпрыском древнего рода, обязанным этот род продолжить и предков не опозорить. А тот, кто был единственным дитяткой мамы с папой, оказывается одиночкой в огромном мире чужих, и, как правило, считает себя пупом земли, которому все всё должны, а он никому ничего не должен. Вот это и есть «атомизация» общества, разрыв связей, подобный тому, который происходит при возгонке вещества. Общество, как кусок сухого льда, тает на глазах, превращаясь в аморфное сборище «свободных молекул».

А приводит это к мародёрствам, убийствам и изнасилованиям при любом удобном случае, как только внешнее давление карательных систем государства по какой-либо причине пропадает или хотя бы ослабевает. Что творилось в Новом Орлеане во время урагана Катрина слышали? Причём все эти безобразия происходили не только (и даже не столько) на залитых водой улицах города, сколько на городском стадионе, куда власти свезли всех тех, кто не смог или не захотел уехать из города.

Я читала рассказ одной туристки из Британии, которую угораздило оказаться в Новом Орлеане именно в тот момент, и её с друзьями тоже эвакуировали на стадион. Так дело кончилось тем, что присутствовавшая там полиция (да-да! на стадионе таки была полиция!) шепнула молодым иностранцам, что оставаться в общем зале им слишком опасно (местная молодёжь недвусмысленно поглядывала на белых девушек), и их потихоньку перевели в маленький зал, где были в основном старики и инвалиды. Вот вам типичный пример поведения членов «свободного общества».

А что было в Бишкеке после революции 2005 года, знаете? Власти не было никакой, милиция разбежалась, и защищать граждан было некому. В первую ночь действительно были погромы и мародёрство – хотя есть основания полагать, что это были не стихийные, а спланированные акции, к которым присоединилось некое количество маргиналов. Но уже на вторую ночь в городе появились дружинники. Причём без всяких указаний сверху: просто нашлись активные граждане, которые бросили клич на городском интернет-форуме, обзвонили друзей-приятелей, вооружились кто чем мог и вышли на улицы защищать свой город. После второй революции, 2010 года, дружины патрулировали город уже в первую ночь. Были отдельные случаи хулиганства, но в основном порядок в городе поддерживался – причём силами самих же горожан. И это пример того, как ведут себя члены общества, которые привыкли быть частью большого целого, а не пупом земли.

А у вас большая семья? Вы можете перечислить своих предков до седьмого колена? К кому вы сможете обратиться, если оказались в беде? Кто будет за вами ухаживать, если вдруг заболеете или просто состаритесь?

У киргизов не принято сдавать детей в детские дома, а стариков – в дома престарелых: всегда найдётся кто-то из родственников, кто возьмёт на себя заботу о малых и старых. По традиции, младший сын остаётся жить с родителями и о них заботится. Отец и мать – это святое, и вообще старших принято уважать: например, место в транспорте уступать, причём русским старикам тоже уступают. (Увы, Прогресс уже и в наши горы добрался, так что теперь это уже не совсем верно).

Да, клановая система имеет свои недостатки: например, кумовство, блат, стремление защищать «своего», даже если он неправ (ну и что, что министр полказны разворовал? сразу сажать, что ли? а вот мы всем кланом на митинг к Белому дому выйдем!) и так далее, но мы сейчас не об этом.

Мы сейчас говорим о том, что в «цивилизованном» обществе:
во-первых, исчезает экономический стимул иметь детей (всё равно государство пенсию платить будет!);
во-вторых, иметь много детей становится экономически невыгодно (мать вынуждена сидеть дома вместо того, чтобы деньги зарабатывать, да и на этих «спиногрызов» никаких денег не напасёшься!);
в-третьих, пропаганда «потреблятства» остро бьёт по мозгам, впечатывая жажду поиметь как можно больше и как можно быстрее – а это недёшево! Приходится выбирать, тратить ли деньги на памперсы для отпрыска или на себя, любимого.
К тому же, подрастающий потребитель скоро начинает требовать уже не памперсы, а модный прикид и новейшие гаджеты. А расходы на образование потомства? Да дешевле средства контрацепции купить – или вообще в тесные ряды ЛГБТ втереться!

В итоге, семья, а затем и всё общество, разрушается, дети перестают быть безусловной ценностью, исчезает система взаимовыручки и поддержки, люди становятся отчуждёнными и одинокими – им некого любить и их тоже никто не любит. Неудивительно, что продажи антидепрессантов, алкоголя и наркотиков зашкаливают все мыслимые пределы.

В традиционном обществе те, кто не имел детей, считались несчастными и ущербными. А тот, кто родил и поставил на ноги десять детей, был уважаемым человеком – и сам справедливо считал, что выполнил своё предназначение в этой жизни: продолжил свой род.

В западном же обществе мерилом успеха считаются деньги. Неважно, насколько мужчина красив, умён, добр, талантлив и так далее – важно, на какой тачке он ездит, есть ли у него вилла на Лазурном берегу, и сколько денег на его банковских счетах. Вот нынешние критерии выбора супруга для миллионов женщин.

А любовь... Я вас умоляю, какая такая любовь-морковь? Кому она нужна в наш просвещённый век?
И какие дети, вы что! У меня фигура! Я хочу быть молодой и стройной. Я хочу красивой и беззаботной жизни, чтобы были цветы-шампанское-яхты-виллы-бриллианты и не надо было просыпаться в шесть утра, чтобы идти на работу.

Впрочем, нынешние мужчины ничуть не лучше: главные критерии выбора подруги – объём бюста, длина ног и цвет волос. Ну и чтоб в постели не только бревном лежать умела. И чтоб не приставала всё время с вопросом «Когда же мы пойдём в ЗАГС?» Ну кому в наше время нужен дурацкий штамп в паспорте? Зачем связывать себя обязательствами и ответственностью? Зачем вступать в брак и заводить детей, если можно иметь неограниченное количество сексуальных партнёров – и без всяких нежелательных последствий!

Бери от жизни всё и прямо сейчас! Ведь другой-то жизни не будет!

А вы уверены? Уверены, что знаете, что такое жизнь - и что такое смерть?


продолжение следует

[.]_____________________________________
Правила ИГРЫ СО-сообществ 3-го круга: 2 Академия, Марсианский трактор, Мир Полдня, Школа 3.0, ЗОНА СИНГУЛЯРНОСТИ. +оЗадачник.
Tags: автор - realtiger, западная цивилизация, прогресс, эволюция
Subscribe
promo zonasingularn december 24, 2013 20:58 268
Buy for 10 tokens
( источник) Забирко Виталий vzabirko Аннотация: Никак не думал, что придётся добавлять к статье введение и писать это предисловие. Казалось бы, изложил основные положения теории четырёхмерного строения атома максимально упрощённо, используя исключительно общие…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments